Interview
11 августа, 2022

Ты – то, что ты ешь. Подробно о детском питании

Исмаилова Азиза Муратбековна

Врач детский невролог, эксперт по детскому питанию даёт полезные советы по детскому питанию с момента планирования беременности до школьного возраста.

Всем здравствуйте! Меня зовут Исмаилова Азиза, я - ординатор третьего года по детской неврологии, а также эксперт по детскому питанию.

Сегодня я хочу рассказать про питание наших деток. Питание у детей формируется в первые три года жизни. Это очень важный период в жизни ребёнка, потому что здесь ребенок впитывает в себя пищевые привычки семьи. Поэтому очень важно следить за питанием детей в этот период. Сейчас проходят очень глобальные проекты в мире, которые поддерживаются ВОЗ и называются “Первые тысяча дней жизни.” Поэтому за три года мы должны научить ребенка питаться правильно, чтобы это стало образом его жизни.

Здоровье ребенка зависит от беременности, а также её планирования. Поэтому давайте поговорим про планирование беременности и вынашивание ребенка.

Всем женщинам, которые планируют беременность, без хронических заболеваний минимум за три месяца нужно начать делать check-up, а также восполнять дефициты. У женщин, у которых есть хронические заболевания (и даже кариес относится к этой проблеме), нужно начинать планирование хотя бы за полгода до беременности, если не больше.

Всем женщинам, планирующим беременность, за три месяца до неё нужно начинать приём фолиевой кислоты и продолжать приём во время беременности минимум до 12 недель. Фолиевая кислота - это очень важный микроэлемент для формирования нервной трубки плода. Если идет дефект нервной трубки, то ребенок может родиться с врожденными пороками развития, как спина Бифида, гидроцефалия и многие другие.

Следующий микроэлемент - это йод. Он назначается по 200 микрограмм в сутки, фолиевая кислота назначается по 400 микрограмм в сутки. Но по показаниям эта доза может быть увеличена только врачом. Йод назначается по 200 микрограмм в сутки в профилактической дозе для взрослых и назначается при таких показаниях, как эндомичная зона. Например, Кыргызстан относится к эндемичной зоне по дефициту йода в почве.

Следующее - это уровень железа в крови. Если у женщины, которая планирует беременность, низкий уровень железа, низкий гемоглобин и есть железодефицитная анемия, то нужно это лечить до беременности, потому что во время беременности возрастает потребность железа в организме женщины почти в два раза и, если не устранить эту анемию, то ребенок может испытывать кислородное голодание, гипоксию.

Следующее - это поливитамины и комплексы витаминов для женщин. Они назначаются только вашим лечащим врачом, который ведёт ваше планирование и беременность, потому что самостоятельно такие препараты пить нельзя. Сейчас у нас не только беременные, просто все люди любят назначать сами себе витамины, потому что они очень доступны и их сейчас много на рынке. Но на самом деле их можно в год пропивать не более 1 раза по показаниям, это в зимний период, когда идёт гиповитаминоз в организме людей. В остальных случаях назначаются только врачами.

Следующий пункт - это образ жизни женщины и водный режим. Есть некоторые источники, которые пишут, что нельзя употреблять много воды беременным женщинам, чтобы избежать отёков. Но на самом деле нужно пить как обычно, то есть 30 миллилитров на килограмм массы тела, если нет никаких заболеваний, которые являются противопоказанием к употреблению большого количества воды. Поэтому водный режим для беременных женщин очень важен и его нужно соблюдать.

И образ жизни. Беременность - это не болезнь, поэтому нужно сохранять активность, заниматься спортом и не сидеть всё время на одном месте. Конечно же, во время спорта у беременных есть ограничения, но тем не менее нужно быть активными.

Дальше у нас уже рождение ребенка. С рождения до 6 месяцев жизни ребенок должен быть исключительно на грудном вскармливании. Если все хорошо: мама здорова, ребенок здоров, то исключительно грудное вскармливание. Это лучшее, что может ребенок получить от своей мамы. Раннее прикладывание к груди стимулирует работу ЖКТ ребенка, идёт заселение микрофлоры и формирование иммунитета благодаря молозиву. Поэтому раннее прикладывание очень полезно. Оно полезно не только для ребёнка, но и для матери, потому что стимулирует выработку окситоцина: сокращение матки, останавливает кровотечение и формирует нейропсихологическую связь с ребенком.

Следующее - это совместное пребывание матери и ребенка также позитивно влияет на грудное вскармливание, так как когда они находятся в одной палате после рождения, мамочка может кормить ребенка в любое время по требованию. Грудное вскармливание должно быть исключительно по требованию ребенка до 6 месяцев, потому что у таких деток нет режима питания, то есть они питаются по требованию и всё. Никакого докармливания или допаивания водой не требуется до шести месяцев у деток.

Следующее, что мы начинаем, это прикорм. Прикорм - это дополнение к грудному вскармливанию, не основной прием пищи, это лишь дополнение. Прикорм у нас идет сначала как ознакомление с новым продуктом и желательно, когда мы начинаем прикорм, начинать с овощных пюре либо молочных каш безглютеновых и обязательно без сахара или соли. До одного года любой прикорм, вообще пищу ребенка не солим и не добавляем сахар. После одного года уже в небольших количествах можно.

И так - как же начинается прикорм? В 6 месяцев мы можем дать ребенку попробовать овощное пюре и обязательно нужно проследить за тем, как он реагирует на этот продукт, потому что мы должны увидеть, нет ли у него непереносимости. Поэтому мы ввели прикорм и желательно две-три недели, чтобы это был монопродукт, один продукт, который он постоянно ест. Следующий прикорм мы вводим только 2-3-4 недели в зависимости от состояния переносимости продукта ребенком. Например, второе может быть мясное пюре - тоже наблюдаем, смотрим и следующие 2-3-4 недели ребенок может кушать овощное пюре плюс мясное пюре. Потом пройдет еще две-три недели и можем вводить уже молочные каши. Эта последовательность может быть изменена, то есть главное не начинать прикорм с фруктов или соков, потому что они не несут никакой энергетической ценности для младенца, они лишь увеличивают сахар в крови. Поэтому мы делаем такую последовательность: пюре овощные, мясо, молочка. То есть молочка – это каши, обычные каши. Есть каши уже готовые, которые можно дать ребенку. Но желательно готовить их самостоятельно: больше воды, меньше молока, без добавления сахара. Всё это, конечно же, не целиком давать. Например, гречневую кашу вы сделали: её нужно обязательно через блендер пропустить, потому что прикорм должен быть густой, не жидкий, без комочков и без кусочков. Комочки и кусочки можно добавлять ребенку с 8-9 месяцев, потому что он уже может их в какой-то степени переживать и проглотить.

Следующее - это фрукты или соки, на десерт можно давать в небольших количествах после 7-8 месяцев. Запоминаем, что прикорм начинается с одного продукта, постепенно добавляется второй и третий прикорм. И только когда ребенок привыкнет, мы добавляем какие-то дополнительные продукты. И обязательно смотрим. Желательно не смешивать эти виды прикорма, потому что если у ребенка пойдёт какая-то реакция, непереносимость - будет тяжело понять, на что именно такая реакция пошла. С 9 месяцев ребенку можно давать такие кисломолочные продукты, как кефир, биолакт - это очень позитивно отражается на микрофлоре кишечника ребенка. Но обязательно с 9 месяцев.

И ближе к году, к 10-12 месяцам можно давать ребенку ложку, чтобы он уже ел самостоятельно. Хоть он будет разбрызгивать, пускай - это его зона, где он будет это все пробовать, учиться. Во время прикорма нельзя кормить ребенка, например, напротив телевизора или с мультфильмом в телефоне. Нужно кормить его вместе с семьей. Когда мы его кормим, даже если другие члены семьи в это время не дома, их нет, мы обязательно приводим ребенка на кухню и кормим его там без мультфильмов и без всяких отвлекающих факторов. Самое хорошее для ребенка - это кушать в кругу семьи, также за столом, как и все, то есть за своим столиком, может быть, но именно рядом со всеми, когда все в это время кушают.

Ближе к году ребенок уже может формировать режим дня, то есть мы можем сформировать у ребенка режим дня - это очень полезная привычка и в дальнейшем, когда он вырастет, будет также её придерживаться, потому что главные привычки у ребенка не только пищевого характера, а вообще формируются дома до 3 лет.

Следующий пункт - это питание у дошкольников и школьников. Обычно у дошкольников и школьников уже есть пищевые привычки, уже есть режим питания, которого они придерживаются. И если семья питается правильно, то и он. Поэтому мы уже делим основные приемы пищи и перекусы.

У дошкольников и школьников три основных приема пищи и 2 перекуса: это завтрак, обед, ужин. Режим мы уже с 9-10 месяцев сформировали у ребенка и дальше мы просто его придерживаемся. С года ребенок кушает с общего стола, поэтому у дошкольников это уже будет на автомате, грубо говоря. Самое хорошее, что мы можем дать ребенку в сад - это покормить его завтраком дома, потому что чаще всего в садах завтраки не совсем правильные, они с добавлением сахара. Поэтому, если ребенок уже привык кушать кашу без сахара, то он может её поесть дома, а потом пойти в сад. В саду у него будет перекус, обед и, возможно, второй перекус и ужин опять дома.

То же самое у школьников. Если у ребенка дошкольного-школьного возраста есть какие-то секции, на которые он ходит, их мы тоже обязательно должны учитывать, когда формируем режим питания, когда делаем ему перекус в школу или в садик. Перекусы пропускать нежелательно, потому что ребенок будет голодный до следующего приема пищи и начнет кусочничать, то есть он просто пойдет в столовую, купит себе там какую-то шоколадку и начнет её уплетать. Чтобы этого не было, мы даём перекус детям с собой. Для того, чтобы они сами интересовались этим, мы можем купить красивый ланч-бокс, интересный такой, с его любимыми героями из мультфильмов, фильмов, супергерои, для девочек – принцессы. И желательно, чтобы ребенок тоже участвовал в формировании этого перекуса с собой. То есть он сам может нарезать, помыть фрукты, нарезать их и сложить в свой красивый ланч-бокс.

Следующее - это водный режим, мы его соблюдаем обязательно. У детей всё также, как и у взрослых. Маленьким детям с года мы можем уже предлагать обычную воду, а школьники и дошкольники должны таскать воду с собой в школу или в другие учреждения также, как и ланч-бокс. Можно купить красивую бутылочку, чтобы им нравилось таскать с собой и они пили воду, не забывали.

А когда мы говорим о завтраке, он должен включать такие же продукты, как и у взрослых, то есть это сложные углеводы, белки и жиры. Что это может быть? Например, обычная каша без сахара с кусочком сливочного масла или омлет, либо сваренное яйцо вкрутую. На первый перекус мы даём деткам фрукты, сухофрукты, пастилу. На обед мы придерживаемся правила тарелки, но желательно, чтобы у деток каждый день в рационе была горячая еда, то есть суп какой-нибудь, салат и компот. Запивать пищу сладкими напитками, компотами или сладким чаем с сахаром и с вареньем категорически нельзя. И нельзя предлагать детям это на десерт, потому что сахар вызывает зависимость с самого раннего возраста. Они потом не смогут не пить эти сладкие напитки во время приёма пищи, поэтому запивать пищу так же, как и взрослым, можно небольшим количеством воды, а через какое-то время попить чай или компот в небольшом количестве.

Правило тарелки распространяется как на взрослых, так и на детей. Мы можем примерно рассчитать это правило тарелки. Каждый смотрит на свой кулак, то есть это не значит, что мой кулак подойдет ребенку. Почему нам нужно смотреть на кулак? Потому что, когда мы делим тарелку на части, рассчитываем порцию овощей, белка и злаков, можно это примерно по кулачку определить. Только каждый определяет по своему. Один кулак - это четверть тарелочки злаков, сложных углеводов: гречка, булгур. Кто, что любит. Вторая четверть, второй кулачок – это, например, котлетка, (белок обязательно нужен в рационе) в обед или какое-то мясо, рыба, например. И два кулака - это у нас овощи. Это могут быть свежие либо термически обработанные. Детям лучше давать термически обработанные овощи, чтобы избежать вздутия. Дальше мы смотрим на второй перекус, он должен быть небольшой, но если ребенок ходит в это время на какую-то спортивную секцию, то он может быть более сытный, например, бутерброд полезный. Также дети могут интересоваться приготовлением пищи, им можно показать, как готовить полезную шаурму и они могут её сами сделать, только полезную: без майонеза, без кетчупа и так далее. Самим формировать и брать с собой на какие-то секции. Перед этими спортивными мероприятиями хотя бы за полчаса этот перекус съесть.

Ужин у детей дома. Также можно придерживаться правила тарелки, но ужин должен быть минимум за три часа до сна у ребенка - это обязательно до 8 часов вечера. И, конечно же, небольшой объем пищи, более легкий: термически обработанные овощи и кусочек рыбы, например.

Это были основные правила здорового питания у детей, поэтому, если вы не знаете, как правильно прикладывать либо как начинать прикорм ребенка, то обязательно обращайтесь к своим лечащим врачам, педиатрам, к акушерам-гинекологам. Берегите своих деток, кормите их правильно.

Меня зовут Исмаилова Азиза, я являюсь ординатором третьего года по детской неврологии, а также экспертом по детскому питанию. Ищите меня в Medcheck.

Ты – то, что ты ешь. Подробно о детском питании

Исмаилова Азиза Муратбековна

Врач детский невролог, эксперт по детскому питанию даёт полезные советы по детскому питанию с момента планирования беременности до школьного возраста.

Всем здравствуйте! Меня зовут Исмаилова Азиза, я - ординатор третьего года по детской неврологии, а также эксперт по детскому питанию.

Сегодня я хочу рассказать про питание наших деток. Питание у детей формируется в первые три года жизни. Это очень важный период в жизни ребёнка, потому что здесь ребенок впитывает в себя пищевые привычки семьи. Поэтому очень важно следить за питанием детей в этот период. Сейчас проходят очень глобальные проекты в мире, которые поддерживаются ВОЗ и называются “Первые тысяча дней жизни.” Поэтому за три года мы должны научить ребенка питаться правильно, чтобы это стало образом его жизни.

Здоровье ребенка зависит от беременности, а также её планирования. Поэтому давайте поговорим про планирование беременности и вынашивание ребенка.

Всем женщинам, которые планируют беременность, без хронических заболеваний минимум за три месяца нужно начать делать check-up, а также восполнять дефициты. У женщин, у которых есть хронические заболевания (и даже кариес относится к этой проблеме), нужно начинать планирование хотя бы за полгода до беременности, если не больше.

Всем женщинам, планирующим беременность, за три месяца до неё нужно начинать приём фолиевой кислоты и продолжать приём во время беременности минимум до 12 недель. Фолиевая кислота - это очень важный микроэлемент для формирования нервной трубки плода. Если идет дефект нервной трубки, то ребенок может родиться с врожденными пороками развития, как спина Бифида, гидроцефалия и многие другие.

Следующий микроэлемент - это йод. Он назначается по 200 микрограмм в сутки, фолиевая кислота назначается по 400 микрограмм в сутки. Но по показаниям эта доза может быть увеличена только врачом. Йод назначается по 200 микрограмм в сутки в профилактической дозе для взрослых и назначается при таких показаниях, как эндомичная зона. Например, Кыргызстан относится к эндемичной зоне по дефициту йода в почве.

Следующее - это уровень железа в крови. Если у женщины, которая планирует беременность, низкий уровень железа, низкий гемоглобин и есть железодефицитная анемия, то нужно это лечить до беременности, потому что во время беременности возрастает потребность железа в организме женщины почти в два раза и, если не устранить эту анемию, то ребенок может испытывать кислородное голодание, гипоксию.

Следующее - это поливитамины и комплексы витаминов для женщин. Они назначаются только вашим лечащим врачом, который ведёт ваше планирование и беременность, потому что самостоятельно такие препараты пить нельзя. Сейчас у нас не только беременные, просто все люди любят назначать сами себе витамины, потому что они очень доступны и их сейчас много на рынке. Но на самом деле их можно в год пропивать не более 1 раза по показаниям, это в зимний период, когда идёт гиповитаминоз в организме людей. В остальных случаях назначаются только врачами.

Следующий пункт - это образ жизни женщины и водный режим. Есть некоторые источники, которые пишут, что нельзя употреблять много воды беременным женщинам, чтобы избежать отёков. Но на самом деле нужно пить как обычно, то есть 30 миллилитров на килограмм массы тела, если нет никаких заболеваний, которые являются противопоказанием к употреблению большого количества воды. Поэтому водный режим для беременных женщин очень важен и его нужно соблюдать.

И образ жизни. Беременность - это не болезнь, поэтому нужно сохранять активность, заниматься спортом и не сидеть всё время на одном месте. Конечно же, во время спорта у беременных есть ограничения, но тем не менее нужно быть активными.

Дальше у нас уже рождение ребенка. С рождения до 6 месяцев жизни ребенок должен быть исключительно на грудном вскармливании. Если все хорошо: мама здорова, ребенок здоров, то исключительно грудное вскармливание. Это лучшее, что может ребенок получить от своей мамы. Раннее прикладывание к груди стимулирует работу ЖКТ ребенка, идёт заселение микрофлоры и формирование иммунитета благодаря молозиву. Поэтому раннее прикладывание очень полезно. Оно полезно не только для ребёнка, но и для матери, потому что стимулирует выработку окситоцина: сокращение матки, останавливает кровотечение и формирует нейропсихологическую связь с ребенком.

Следующее - это совместное пребывание матери и ребенка также позитивно влияет на грудное вскармливание, так как когда они находятся в одной палате после рождения, мамочка может кормить ребенка в любое время по требованию. Грудное вскармливание должно быть исключительно по требованию ребенка до 6 месяцев, потому что у таких деток нет режима питания, то есть они питаются по требованию и всё. Никакого докармливания или допаивания водой не требуется до шести месяцев у деток.

Следующее, что мы начинаем, это прикорм. Прикорм - это дополнение к грудному вскармливанию, не основной прием пищи, это лишь дополнение. Прикорм у нас идет сначала как ознакомление с новым продуктом и желательно, когда мы начинаем прикорм, начинать с овощных пюре либо молочных каш безглютеновых и обязательно без сахара или соли. До одного года любой прикорм, вообще пищу ребенка не солим и не добавляем сахар. После одного года уже в небольших количествах можно.

И так - как же начинается прикорм? В 6 месяцев мы можем дать ребенку попробовать овощное пюре и обязательно нужно проследить за тем, как он реагирует на этот продукт, потому что мы должны увидеть, нет ли у него непереносимости. Поэтому мы ввели прикорм и желательно две-три недели, чтобы это был монопродукт, один продукт, который он постоянно ест. Следующий прикорм мы вводим только 2-3-4 недели в зависимости от состояния переносимости продукта ребенком. Например, второе может быть мясное пюре - тоже наблюдаем, смотрим и следующие 2-3-4 недели ребенок может кушать овощное пюре плюс мясное пюре. Потом пройдет еще две-три недели и можем вводить уже молочные каши. Эта последовательность может быть изменена, то есть главное не начинать прикорм с фруктов или соков, потому что они не несут никакой энергетической ценности для младенца, они лишь увеличивают сахар в крови. Поэтому мы делаем такую последовательность: пюре овощные, мясо, молочка. То есть молочка – это каши, обычные каши. Есть каши уже готовые, которые можно дать ребенку. Но желательно готовить их самостоятельно: больше воды, меньше молока, без добавления сахара. Всё это, конечно же, не целиком давать. Например, гречневую кашу вы сделали: её нужно обязательно через блендер пропустить, потому что прикорм должен быть густой, не жидкий, без комочков и без кусочков. Комочки и кусочки можно добавлять ребенку с 8-9 месяцев, потому что он уже может их в какой-то степени переживать и проглотить.

Следующее - это фрукты или соки, на десерт можно давать в небольших количествах после 7-8 месяцев. Запоминаем, что прикорм начинается с одного продукта, постепенно добавляется второй и третий прикорм. И только когда ребенок привыкнет, мы добавляем какие-то дополнительные продукты. И обязательно смотрим. Желательно не смешивать эти виды прикорма, потому что если у ребенка пойдёт какая-то реакция, непереносимость - будет тяжело понять, на что именно такая реакция пошла. С 9 месяцев ребенку можно давать такие кисломолочные продукты, как кефир, биолакт - это очень позитивно отражается на микрофлоре кишечника ребенка. Но обязательно с 9 месяцев.

И ближе к году, к 10-12 месяцам можно давать ребенку ложку, чтобы он уже ел самостоятельно. Хоть он будет разбрызгивать, пускай - это его зона, где он будет это все пробовать, учиться. Во время прикорма нельзя кормить ребенка, например, напротив телевизора или с мультфильмом в телефоне. Нужно кормить его вместе с семьей. Когда мы его кормим, даже если другие члены семьи в это время не дома, их нет, мы обязательно приводим ребенка на кухню и кормим его там без мультфильмов и без всяких отвлекающих факторов. Самое хорошее для ребенка - это кушать в кругу семьи, также за столом, как и все, то есть за своим столиком, может быть, но именно рядом со всеми, когда все в это время кушают.

Ближе к году ребенок уже может формировать режим дня, то есть мы можем сформировать у ребенка режим дня - это очень полезная привычка и в дальнейшем, когда он вырастет, будет также её придерживаться, потому что главные привычки у ребенка не только пищевого характера, а вообще формируются дома до 3 лет.

Следующий пункт - это питание у дошкольников и школьников. Обычно у дошкольников и школьников уже есть пищевые привычки, уже есть режим питания, которого они придерживаются. И если семья питается правильно, то и он. Поэтому мы уже делим основные приемы пищи и перекусы.

У дошкольников и школьников три основных приема пищи и 2 перекуса: это завтрак, обед, ужин. Режим мы уже с 9-10 месяцев сформировали у ребенка и дальше мы просто его придерживаемся. С года ребенок кушает с общего стола, поэтому у дошкольников это уже будет на автомате, грубо говоря. Самое хорошее, что мы можем дать ребенку в сад - это покормить его завтраком дома, потому что чаще всего в садах завтраки не совсем правильные, они с добавлением сахара. Поэтому, если ребенок уже привык кушать кашу без сахара, то он может её поесть дома, а потом пойти в сад. В саду у него будет перекус, обед и, возможно, второй перекус и ужин опять дома.

То же самое у школьников. Если у ребенка дошкольного-школьного возраста есть какие-то секции, на которые он ходит, их мы тоже обязательно должны учитывать, когда формируем режим питания, когда делаем ему перекус в школу или в садик. Перекусы пропускать нежелательно, потому что ребенок будет голодный до следующего приема пищи и начнет кусочничать, то есть он просто пойдет в столовую, купит себе там какую-то шоколадку и начнет её уплетать. Чтобы этого не было, мы даём перекус детям с собой. Для того, чтобы они сами интересовались этим, мы можем купить красивый ланч-бокс, интересный такой, с его любимыми героями из мультфильмов, фильмов, супергерои, для девочек – принцессы. И желательно, чтобы ребенок тоже участвовал в формировании этого перекуса с собой. То есть он сам может нарезать, помыть фрукты, нарезать их и сложить в свой красивый ланч-бокс.

Следующее - это водный режим, мы его соблюдаем обязательно. У детей всё также, как и у взрослых. Маленьким детям с года мы можем уже предлагать обычную воду, а школьники и дошкольники должны таскать воду с собой в школу или в другие учреждения также, как и ланч-бокс. Можно купить красивую бутылочку, чтобы им нравилось таскать с собой и они пили воду, не забывали.

А когда мы говорим о завтраке, он должен включать такие же продукты, как и у взрослых, то есть это сложные углеводы, белки и жиры. Что это может быть? Например, обычная каша без сахара с кусочком сливочного масла или омлет, либо сваренное яйцо вкрутую. На первый перекус мы даём деткам фрукты, сухофрукты, пастилу. На обед мы придерживаемся правила тарелки, но желательно, чтобы у деток каждый день в рационе была горячая еда, то есть суп какой-нибудь, салат и компот. Запивать пищу сладкими напитками, компотами или сладким чаем с сахаром и с вареньем категорически нельзя. И нельзя предлагать детям это на десерт, потому что сахар вызывает зависимость с самого раннего возраста. Они потом не смогут не пить эти сладкие напитки во время приёма пищи, поэтому запивать пищу так же, как и взрослым, можно небольшим количеством воды, а через какое-то время попить чай или компот в небольшом количестве.

Правило тарелки распространяется как на взрослых, так и на детей. Мы можем примерно рассчитать это правило тарелки. Каждый смотрит на свой кулак, то есть это не значит, что мой кулак подойдет ребенку. Почему нам нужно смотреть на кулак? Потому что, когда мы делим тарелку на части, рассчитываем порцию овощей, белка и злаков, можно это примерно по кулачку определить. Только каждый определяет по своему. Один кулак - это четверть тарелочки злаков, сложных углеводов: гречка, булгур. Кто, что любит. Вторая четверть, второй кулачок – это, например, котлетка, (белок обязательно нужен в рационе) в обед или какое-то мясо, рыба, например. И два кулака - это у нас овощи. Это могут быть свежие либо термически обработанные. Детям лучше давать термически обработанные овощи, чтобы избежать вздутия. Дальше мы смотрим на второй перекус, он должен быть небольшой, но если ребенок ходит в это время на какую-то спортивную секцию, то он может быть более сытный, например, бутерброд полезный. Также дети могут интересоваться приготовлением пищи, им можно показать, как готовить полезную шаурму и они могут её сами сделать, только полезную: без майонеза, без кетчупа и так далее. Самим формировать и брать с собой на какие-то секции. Перед этими спортивными мероприятиями хотя бы за полчаса этот перекус съесть.

Ужин у детей дома. Также можно придерживаться правила тарелки, но ужин должен быть минимум за три часа до сна у ребенка - это обязательно до 8 часов вечера. И, конечно же, небольшой объем пищи, более легкий: термически обработанные овощи и кусочек рыбы, например.

Это были основные правила здорового питания у детей, поэтому, если вы не знаете, как правильно прикладывать либо как начинать прикорм ребенка, то обязательно обращайтесь к своим лечащим врачам, педиатрам, к акушерам-гинекологам. Берегите своих деток, кормите их правильно.

Меня зовут Исмаилова Азиза, я являюсь ординатором третьего года по детской неврологии, а также экспертом по детскому питанию. Ищите меня в Medcheck.

Ты – то, что ты ешь. Подробно о детском питании

Исмаилова Азиза Муратбековна

Врач детский невролог, эксперт по детскому питанию даёт полезные советы по детскому питанию с момента планирования беременности до школьного возраста.

Всем здравствуйте! Меня зовут Исмаилова Азиза, я - ординатор третьего года по детской неврологии, а также эксперт по детскому питанию.

Сегодня я хочу рассказать про питание наших деток. Питание у детей формируется в первые три года жизни. Это очень важный период в жизни ребёнка, потому что здесь ребенок впитывает в себя пищевые привычки семьи. Поэтому очень важно следить за питанием детей в этот период. Сейчас проходят очень глобальные проекты в мире, которые поддерживаются ВОЗ и называются “Первые тысяча дней жизни.” Поэтому за три года мы должны научить ребенка питаться правильно, чтобы это стало образом его жизни.

Здоровье ребенка зависит от беременности, а также её планирования. Поэтому давайте поговорим про планирование беременности и вынашивание ребенка.

Всем женщинам, которые планируют беременность, без хронических заболеваний минимум за три месяца нужно начать делать check-up, а также восполнять дефициты. У женщин, у которых есть хронические заболевания (и даже кариес относится к этой проблеме), нужно начинать планирование хотя бы за полгода до беременности, если не больше.

Всем женщинам, планирующим беременность, за три месяца до неё нужно начинать приём фолиевой кислоты и продолжать приём во время беременности минимум до 12 недель. Фолиевая кислота - это очень важный микроэлемент для формирования нервной трубки плода. Если идет дефект нервной трубки, то ребенок может родиться с врожденными пороками развития, как спина Бифида, гидроцефалия и многие другие.

Следующий микроэлемент - это йод. Он назначается по 200 микрограмм в сутки, фолиевая кислота назначается по 400 микрограмм в сутки. Но по показаниям эта доза может быть увеличена только врачом. Йод назначается по 200 микрограмм в сутки в профилактической дозе для взрослых и назначается при таких показаниях, как эндомичная зона. Например, Кыргызстан относится к эндемичной зоне по дефициту йода в почве.

Следующее - это уровень железа в крови. Если у женщины, которая планирует беременность, низкий уровень железа, низкий гемоглобин и есть железодефицитная анемия, то нужно это лечить до беременности, потому что во время беременности возрастает потребность железа в организме женщины почти в два раза и, если не устранить эту анемию, то ребенок может испытывать кислородное голодание, гипоксию.

Следующее - это поливитамины и комплексы витаминов для женщин. Они назначаются только вашим лечащим врачом, который ведёт ваше планирование и беременность, потому что самостоятельно такие препараты пить нельзя. Сейчас у нас не только беременные, просто все люди любят назначать сами себе витамины, потому что они очень доступны и их сейчас много на рынке. Но на самом деле их можно в год пропивать не более 1 раза по показаниям, это в зимний период, когда идёт гиповитаминоз в организме людей. В остальных случаях назначаются только врачами.

Следующий пункт - это образ жизни женщины и водный режим. Есть некоторые источники, которые пишут, что нельзя употреблять много воды беременным женщинам, чтобы избежать отёков. Но на самом деле нужно пить как обычно, то есть 30 миллилитров на килограмм массы тела, если нет никаких заболеваний, которые являются противопоказанием к употреблению большого количества воды. Поэтому водный режим для беременных женщин очень важен и его нужно соблюдать.

И образ жизни. Беременность - это не болезнь, поэтому нужно сохранять активность, заниматься спортом и не сидеть всё время на одном месте. Конечно же, во время спорта у беременных есть ограничения, но тем не менее нужно быть активными.

Дальше у нас уже рождение ребенка. С рождения до 6 месяцев жизни ребенок должен быть исключительно на грудном вскармливании. Если все хорошо: мама здорова, ребенок здоров, то исключительно грудное вскармливание. Это лучшее, что может ребенок получить от своей мамы. Раннее прикладывание к груди стимулирует работу ЖКТ ребенка, идёт заселение микрофлоры и формирование иммунитета благодаря молозиву. Поэтому раннее прикладывание очень полезно. Оно полезно не только для ребёнка, но и для матери, потому что стимулирует выработку окситоцина: сокращение матки, останавливает кровотечение и формирует нейропсихологическую связь с ребенком.

Следующее - это совместное пребывание матери и ребенка также позитивно влияет на грудное вскармливание, так как когда они находятся в одной палате после рождения, мамочка может кормить ребенка в любое время по требованию. Грудное вскармливание должно быть исключительно по требованию ребенка до 6 месяцев, потому что у таких деток нет режима питания, то есть они питаются по требованию и всё. Никакого докармливания или допаивания водой не требуется до шести месяцев у деток.

Следующее, что мы начинаем, это прикорм. Прикорм - это дополнение к грудному вскармливанию, не основной прием пищи, это лишь дополнение. Прикорм у нас идет сначала как ознакомление с новым продуктом и желательно, когда мы начинаем прикорм, начинать с овощных пюре либо молочных каш безглютеновых и обязательно без сахара или соли. До одного года любой прикорм, вообще пищу ребенка не солим и не добавляем сахар. После одного года уже в небольших количествах можно.

И так - как же начинается прикорм? В 6 месяцев мы можем дать ребенку попробовать овощное пюре и обязательно нужно проследить за тем, как он реагирует на этот продукт, потому что мы должны увидеть, нет ли у него непереносимости. Поэтому мы ввели прикорм и желательно две-три недели, чтобы это был монопродукт, один продукт, который он постоянно ест. Следующий прикорм мы вводим только 2-3-4 недели в зависимости от состояния переносимости продукта ребенком. Например, второе может быть мясное пюре - тоже наблюдаем, смотрим и следующие 2-3-4 недели ребенок может кушать овощное пюре плюс мясное пюре. Потом пройдет еще две-три недели и можем вводить уже молочные каши. Эта последовательность может быть изменена, то есть главное не начинать прикорм с фруктов или соков, потому что они не несут никакой энергетической ценности для младенца, они лишь увеличивают сахар в крови. Поэтому мы делаем такую последовательность: пюре овощные, мясо, молочка. То есть молочка – это каши, обычные каши. Есть каши уже готовые, которые можно дать ребенку. Но желательно готовить их самостоятельно: больше воды, меньше молока, без добавления сахара. Всё это, конечно же, не целиком давать. Например, гречневую кашу вы сделали: её нужно обязательно через блендер пропустить, потому что прикорм должен быть густой, не жидкий, без комочков и без кусочков. Комочки и кусочки можно добавлять ребенку с 8-9 месяцев, потому что он уже может их в какой-то степени переживать и проглотить.

Следующее - это фрукты или соки, на десерт можно давать в небольших количествах после 7-8 месяцев. Запоминаем, что прикорм начинается с одного продукта, постепенно добавляется второй и третий прикорм. И только когда ребенок привыкнет, мы добавляем какие-то дополнительные продукты. И обязательно смотрим. Желательно не смешивать эти виды прикорма, потому что если у ребенка пойдёт какая-то реакция, непереносимость - будет тяжело понять, на что именно такая реакция пошла. С 9 месяцев ребенку можно давать такие кисломолочные продукты, как кефир, биолакт - это очень позитивно отражается на микрофлоре кишечника ребенка. Но обязательно с 9 месяцев.

И ближе к году, к 10-12 месяцам можно давать ребенку ложку, чтобы он уже ел самостоятельно. Хоть он будет разбрызгивать, пускай - это его зона, где он будет это все пробовать, учиться. Во время прикорма нельзя кормить ребенка, например, напротив телевизора или с мультфильмом в телефоне. Нужно кормить его вместе с семьей. Когда мы его кормим, даже если другие члены семьи в это время не дома, их нет, мы обязательно приводим ребенка на кухню и кормим его там без мультфильмов и без всяких отвлекающих факторов. Самое хорошее для ребенка - это кушать в кругу семьи, также за столом, как и все, то есть за своим столиком, может быть, но именно рядом со всеми, когда все в это время кушают.

Ближе к году ребенок уже может формировать режим дня, то есть мы можем сформировать у ребенка режим дня - это очень полезная привычка и в дальнейшем, когда он вырастет, будет также её придерживаться, потому что главные привычки у ребенка не только пищевого характера, а вообще формируются дома до 3 лет.

Следующий пункт - это питание у дошкольников и школьников. Обычно у дошкольников и школьников уже есть пищевые привычки, уже есть режим питания, которого они придерживаются. И если семья питается правильно, то и он. Поэтому мы уже делим основные приемы пищи и перекусы.

У дошкольников и школьников три основных приема пищи и 2 перекуса: это завтрак, обед, ужин. Режим мы уже с 9-10 месяцев сформировали у ребенка и дальше мы просто его придерживаемся. С года ребенок кушает с общего стола, поэтому у дошкольников это уже будет на автомате, грубо говоря. Самое хорошее, что мы можем дать ребенку в сад - это покормить его завтраком дома, потому что чаще всего в садах завтраки не совсем правильные, они с добавлением сахара. Поэтому, если ребенок уже привык кушать кашу без сахара, то он может её поесть дома, а потом пойти в сад. В саду у него будет перекус, обед и, возможно, второй перекус и ужин опять дома.

То же самое у школьников. Если у ребенка дошкольного-школьного возраста есть какие-то секции, на которые он ходит, их мы тоже обязательно должны учитывать, когда формируем режим питания, когда делаем ему перекус в школу или в садик. Перекусы пропускать нежелательно, потому что ребенок будет голодный до следующего приема пищи и начнет кусочничать, то есть он просто пойдет в столовую, купит себе там какую-то шоколадку и начнет её уплетать. Чтобы этого не было, мы даём перекус детям с собой. Для того, чтобы они сами интересовались этим, мы можем купить красивый ланч-бокс, интересный такой, с его любимыми героями из мультфильмов, фильмов, супергерои, для девочек – принцессы. И желательно, чтобы ребенок тоже участвовал в формировании этого перекуса с собой. То есть он сам может нарезать, помыть фрукты, нарезать их и сложить в свой красивый ланч-бокс.

Следующее - это водный режим, мы его соблюдаем обязательно. У детей всё также, как и у взрослых. Маленьким детям с года мы можем уже предлагать обычную воду, а школьники и дошкольники должны таскать воду с собой в школу или в другие учреждения также, как и ланч-бокс. Можно купить красивую бутылочку, чтобы им нравилось таскать с собой и они пили воду, не забывали.

А когда мы говорим о завтраке, он должен включать такие же продукты, как и у взрослых, то есть это сложные углеводы, белки и жиры. Что это может быть? Например, обычная каша без сахара с кусочком сливочного масла или омлет, либо сваренное яйцо вкрутую. На первый перекус мы даём деткам фрукты, сухофрукты, пастилу. На обед мы придерживаемся правила тарелки, но желательно, чтобы у деток каждый день в рационе была горячая еда, то есть суп какой-нибудь, салат и компот. Запивать пищу сладкими напитками, компотами или сладким чаем с сахаром и с вареньем категорически нельзя. И нельзя предлагать детям это на десерт, потому что сахар вызывает зависимость с самого раннего возраста. Они потом не смогут не пить эти сладкие напитки во время приёма пищи, поэтому запивать пищу так же, как и взрослым, можно небольшим количеством воды, а через какое-то время попить чай или компот в небольшом количестве.

Правило тарелки распространяется как на взрослых, так и на детей. Мы можем примерно рассчитать это правило тарелки. Каждый смотрит на свой кулак, то есть это не значит, что мой кулак подойдет ребенку. Почему нам нужно смотреть на кулак? Потому что, когда мы делим тарелку на части, рассчитываем порцию овощей, белка и злаков, можно это примерно по кулачку определить. Только каждый определяет по своему. Один кулак - это четверть тарелочки злаков, сложных углеводов: гречка, булгур. Кто, что любит. Вторая четверть, второй кулачок – это, например, котлетка, (белок обязательно нужен в рационе) в обед или какое-то мясо, рыба, например. И два кулака - это у нас овощи. Это могут быть свежие либо термически обработанные. Детям лучше давать термически обработанные овощи, чтобы избежать вздутия. Дальше мы смотрим на второй перекус, он должен быть небольшой, но если ребенок ходит в это время на какую-то спортивную секцию, то он может быть более сытный, например, бутерброд полезный. Также дети могут интересоваться приготовлением пищи, им можно показать, как готовить полезную шаурму и они могут её сами сделать, только полезную: без майонеза, без кетчупа и так далее. Самим формировать и брать с собой на какие-то секции. Перед этими спортивными мероприятиями хотя бы за полчаса этот перекус съесть.

Ужин у детей дома. Также можно придерживаться правила тарелки, но ужин должен быть минимум за три часа до сна у ребенка - это обязательно до 8 часов вечера. И, конечно же, небольшой объем пищи, более легкий: термически обработанные овощи и кусочек рыбы, например.

Это были основные правила здорового питания у детей, поэтому, если вы не знаете, как правильно прикладывать либо как начинать прикорм ребенка, то обязательно обращайтесь к своим лечащим врачам, педиатрам, к акушерам-гинекологам. Берегите своих деток, кормите их правильно.

Меня зовут Исмаилова Азиза, я являюсь ординатором третьего года по детской неврологии, а также экспертом по детскому питанию. Ищите меня в Medcheck.